Радио «Голос России», 20 сентября 2012: Вероника Крашенинникова: «Российское гражданское общество должно финансироваться в России»

20.09.2012

Ссылка на статью: http://rus.ruvr.ru/2012_09_20/Veronika-Krasheninnikova-Rossijskoe-grazhdanskoe-obshhestvo-dolzhno-finansirovatsja-v-Rossii/


Закрытие USAID в Москве – это отличное решение российских властей, и быстрая и очень резкая реакция Вашингтона на это решение, собственно, подтверждает его правильность, сказала "Голосу России" генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова.

Агентство США по международному развитию USAID за 20 лет своей работы в России инвестировало около трех миллиардов долларов в российское гражданское общество. Такие огромные вливания, плюс технологическая поддержка, плюс обучение кадров, значительно искажают картину гражданского общества, потому что голос тех, кто получает такие огромные средства в общей картине гражданского общества начинает звучать гораздо-гораздо сильнее из-за доступа к СМИ, из-за постоянных информационных поводов. И таким образом мы с другой стороны получаем молчаливое большинство людей, чье мнение остается невыраженным.

Давайте посмотрим на кадры USAID. На сайте Агентства США по международному развитию его московский директор представлен следующим образом. Чарльз Норт, выпускник национальной военной академии, получивший там степень по стратегии национальной безопасности. Ранее он работал над американскими проблемами в Афганистане и в Пакистане, а также в Мексике и Центральной Америке занимался борьбой с организованной преступностью и наркотрафиком. Затем такой человек возглавляет работу Агентства США по международному развитию в России. Важно смотреть на компетенцию кадров, потому что они будут делать здесь только то, что умеют.

Заместитель руководителя USAID по Европе и Евразии господин Дуглас Минарчик в действительности, согласно своей официальной биографии на сайте USAID, прослужил 26 лет в Военно-воздушных силах Соединенных Штатов. Ветеран вьетнамской войны, 211 боевых вылетов. В Пентагоне он был помощником по борьбе с терроризмом, также участвовал в разработке стратегического плана по борьбе с терроризмом в Пентагоне. Затем был военным советником вице-президента Соединенных Штатов. В его обязанности входила борьба с терроризмом и конфликты низкой интенсивности. Ранее он был инструктором в школе спецопераций Военно-воздушных сил, в частности, обучал борьбе с терроризмом, антипартизанским действиям и управлению кризисами. Вот компетенция человека, который ведет деятельность USAID на нашей территории.

- Чем мог заниматься на нашей территории человек с таким послужным списком?

- Этот человек ездил в родильные дома, ездил на встречи с журналистами, наверное, занимался и чем-то другим, согласно своим компетенциям, потому что, наверное, в акушерстве он все-таки не разбирается.

- Какова основная заявленная цель USAID?

- В этом году, по-моему, примерно половину средств USAID собиралось направить на финансирование политической деятельности российских организаций, а другую часть на финансирование социальных проектов. И то, и другое важно. Политическая деятельность - это прямое влияние на политическую ситуацию в России. Но и финансирование социальных проектов тоже очень важно, потому что таким образом осуществляется подспудное воздействие на сознание наших людей. В американской военной стратегии существует такой подход – "стратегия завоевания умов и сердец". Соединенные Штаты практиковали ее еще во Вьетнаме. То есть, с одной стороны, они бомбили вьетнамские деревни, а с другой стороны, они время от времени строили там или школу, или больницу для того, чтобы завоевать сердца и умы вьетнамцев. Это еще один способ воздействия на население. Для них очень важно создать впечатление, что они друзья, что они помогают нашему обществу, заботятся о больных, о детях и так далее. Это психологическое воздействие, в американской военной доктрине это называется «психологическая война».

- Когда закрывали USAID, что им инкриминировалось?

- В заявлении МИДа говорилось о влиянии USAID на внутреннюю российскую ситуацию. И действительно было финансирование, например, ассоциации "Голос", которая занимается мониторингом результатов выборов, у нас будут очередные муниципальные выборы 14 октября. Ассоциация "Голос" никогда и не скрывала своих целей, и они не скрывали финансирование Агентства США по международному развитию.

Закрытие USAID в Москве – это отличное решение российских властей. И быстрая и очень резкая реакция Вашингтона на это решение, собственно, подтверждает его правильность. Вчера в "Нью-Йорк Таймс" на первой странице были процитированы американские чиновники. Они говорят, что этот агрессивный (цитата) шаг Кремля не остановит их попытки финансирования российского гражданского общества, что они найдут способы делать это в обход решения Кремля. И действительно таких способов существует достаточно. Ни в коем случае нельзя соглашаться на просьбу Вашингтона и продлить их деятельность до весны 2013 года, потому что это позволит им создать дополнительные структуры, заключить дополнительные договоренности со своими протеже здесь в России и таким образом продолжить работу.

Представительство Агентства США по международному развитию в Москве будет закрыто. Но это не значит, что Вашингтон прекратит финансирование в России. Точно также они смогут направлять деньги из Вашингтона напрямую российским получателям. То есть офис в Москве не играет фундаментальной роли. Это первый способ обхода решения российских властей. Во-вторых, USAID может направлять деньги другим американским фондам, которые затем перечислят средства тем же самым российским грантополучателям. Затем для того, чтобы убрать эту американскую составляющую, USAID может перечислять средства, например, украинским или польским фондам, или даже грузинским организациям. И затем в Россию эти деньги будут входить уже, как украинские, польские или, не дай Бог, грузинские. Грузия здесь важна, потому что Северный Кавказ был одной из главных территорий деятельности USAID.

Вы помните, год назад посол США в Москве Майкл Макфол обещал нам создание нового фонда в 50 миллионов на помощь российскому гражданскому обществу. Этот фонд подразумевается создать, как российскую организацию. То есть опять же здесь американский учредительный элемент снимается, и снимаются претензии. Но по существу деятельность не меняется. Вот такой вариант могут использовать в Вашингтоне. То есть самое главное в ситуации с USAID - это пресечь собственно их финансирование, не только наличие их офиса здесь. Необходимо настаивать на закрытии российских программ USAID. Только таким образом мы сможем предотвратить использование Вашингтоном обходных путей финансирования деятельности тех организаций, которым они содействовали до сих пор.

Но, конечно же, Агентство США по международному развитию всего лишь одна из многих организаций, которые занимаются подобной деятельностью. Это был действительно один из крупнейших каналов. Но другой столь же крупный канал – это Национальный фонд в поддержку демократии. Деньги, которые Государственный департамент тратит на финансирование гражданского общества в России и в других государствах, идут по нескольким каналами. Первый - напрямую через Агентство США по международному развитию, которое может перечислять деньги либо напрямую получателям, либо через другие фонды. Другой крупнейший канал – Национальный фонд в поддержку демократии. Он представляется, как частная организация, однако 95% своих средств получает из государственной казны. И вот те несколько процентов, которые добавляет крупный бизнес или частные состоятельные борцы против независимости других государств, позволяют ему называться частным фондом. Национальный фонд в поддержку демократии может перечислять деньги либо напрямую своим грантополучателям, либо, что чаще всего происходит, через свои 4 структурных подразделения. Это две политические организации и две организации, которые занимаются бизнесом, две из них принадлежат демократам, а две республиканцам. Итак, Национальный демократический институт, Международный республиканский институт это политические организации, Центр международного частного предпринимательства - это республиканская деловая, предпринимательская организация. И Американский центр в поддержку международного профсоюзного движения - якобы левая, демократическая организация.

Кроме этих крупных каналов, которые получают деньги от государства, существует огромная масса частных фондов, эндаументов, которые также могут получать деньги от USAID, например, но функционируют в основном за счет других средств. Это всем известные Открытое общество Сореса, Фонд Форда, Фонд Макартуров, Фридом хаус, директором которого до недавних пор был бывший директор ЦРУ Джеймс Волси. Ну, это опять к вопросу о кадрах.

- По информации газеты "Коммерсант" все эти фонды занимаются только политикой, а социальными проектами в России после закрытия USAID больше заниматься некому?

- Ну, смотрите, если махровые капиталисты, которые сидят в Вашингтоне, на протяжении 20 лет тратили средства на финансирование, в том числе, и социальных проектов и продолжают тратить на это средства, значит, это что-то им приносит. Потому что иначе в Вашингтоне денег на ветер не бросали бы. Вот это сайт на русском языке Национального фонда поддержки демократии. Здесь уточняется, что фонд частный, он является центром центром ресурсов и обмена мнениями активистов и людей, занимающихся практической научной деятельностью в области демократии со всего земного шара. То есть помимо денег, это технологический, методологический центр, где люди проходят подготовку, где они обмениваются опытом. Те, кто участвовал в цветных революциях в Сербии, могут поделиться своим опытом с украинцами, как они это делали, с грузинами и со своими российскими единомышленниками. Там, где прямое вмешательство американского государства нецелесообразно, может создать дополнительные трения, ту же самую политику, и гораздо более жестко и более конкретно может проводить так называемый частный фонд. В этом польза частных фондов.

Одним из разработчиков концепции Национального фонда поддержки демократии является Уолтер Рэйманд. Согласно "The Washington Post", Уолтер Рэйманд был одним из крупнейших специалистов ЦРУ по коммуникациям и пропаганде. Другой разработчик концепции фонда – Алан Вайнштейн – в 1991-м году говорил: многое из того, что мы делаем сегодня, 25 лет назад делало ЦРУ. И действительно, он прав, потому что до 1967-го года такая работа называлась подрывной работой, и финансировало ее ЦРУ.

В 1967-м году журналисты журнала "Ramparts" раскрыли схему финансирования сначала национальной студенческой ассоциации, затем и массы других общественных организаций Центральным разведывательным управлением. И так оказалось в результате расследования, что ЦРУ через два круга подставных организаций финансировало и университеты, и юристов, и студентов, и женские организации, и преподавателей, латиноамериканские организации, эмигрантов, артистов, писателей, различные национальные диаспоры, конечно же, профсоюзы. В Вашингтоне разразился огромный скандал. Сегодняшний президент Национального фонда поддержки демократии Карл Гершман сказал о той ситуации: "Мы не должны были вести эту работу подпольно. Очень плохо, когда демократические группы по всему миру воспринимают, как живущие на субсидии ЦРУ. Поэтому мы перестали это делать". Значит, потому и был создан Национальный фонд поддержки демократии.

Сенатор США Маккейн очень быстро отреагировал на закрытие офиса USAID в Москве. Он сказал, что тем самым Кремль ткнул пальцем в глаз администрации Обамы. Ну, во-первых, сенатор Маккейн известен своими казарменными формулировками. Во-вторых, не стоит, наверное, так чувствительно воспринимать, собственно, деятельность российских властей по обеспечению национальных интересов нашего государства и по обеспечению суверенитета. Это то, что они должны делать. Ничего личного к сенатору Маккейну или кому-либо из других американских деятелей такое решение не имеет. Российское гражданское общество должно финансироваться в России. Нельзя передавать столь важные функции на аутсорсинг государствам, тем более такому государству, как Соединенные Штаты, которое ставит целью подчинение России.


Возврат к списку