Радио «Голос России», 4 февраля 2013: Вероника Крашенинникова: «Позитивный результат новой "перезагрузки" в отношениях с США для России сомнителен»

04.02.2013

Ссылка на статью: http://rus.ruvr.ru/tag_66556789/



Какое бы предложение США не высказывали, оно обязательно очень сильно передернуто в сторону их интересов, поэтому нужно очень бдительно относиться ко всем их предложениям о сотрудничестве и совместной борьбе против каких-либо угроз, сказала нашей Компании генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова, комментируя предложение вице-президента США Джозефа Байдена вернуть двусторонние отношения «в нормальную колею»

«На прошедшей конференции в Мюнхене вице-президент Соединенных Штатов Америки Джозеф Байден снова заговорил о «перезагрузке», снова, как и 4 года назад, когда он впервые озвучил этот термин. Теперь у нас есть в активе уже 4 года «перезагрузки», и можно посмотреть, какие результаты она принесла. Архитектором «перезагрузки» считается Майкл Макфол, который сегодня является послом Соединенных Штатов Америки в России. Он определяет «перезагрузку», как метод сотрудничества, приносящего пользу безопасности и благополучию США. Во время подтверждения его кандидатуры сенатом Соединенных Штатов Америки Макфол приводил преимущественно успехи «перезагрузки». Первое — создание и расширение северной сети доставки — это транзитные пути, проходящие через Россию и Среднюю Азию, по которым идут грузы в Афганистан. Для Соединенных Штатов это очень важно. Однако, позитивные последствия для России от этого очень сомнительны. Второе — поддержка Россией американского курса по Ирану. Действительно, Россия проголосовала в поддержку санкций по Ирану, и аннулировала поставку ракетных комплексов С-300 в Иран. Третье — воздержание России по резолюции Совета Безопасности ООН по Ливии, которая в марте 2011-го года установила бесполетную зону. В понимании нормального человека «бесполетная зона — это когда самолеты не летают». Но для Ливии бесполетная зона обернулась 30-ю тысячами боевых вылетов авиации НАТО. И так далее. Понятно, что все эти пункты касаются интересов Соединенных Штатов Америки, а позитивный результат для России здесь очень сомнителен.

Пока мы в России гадали, что такое «перезагрузка», еще одно необычайно честное определение этому понятию в декабре 2012-го года дал новый директор института Кеннана в Вашингтоне господин Померанц. В своей работе «Оставляя перезагрузку в прошлом» Уильям Померанц пишет: «Соединенные Штаты использовали политику «перезагрузки» в основном для того, чтобы повысить значимость президента Дмитрия Медведева, придать ему больший международный вес». Итак, это тот смысл, который в «перезагрузку» вкладывали в Соединенных Штатах Америки. В этом же материале Померанц говорит, что президенту Путину такая поддержка не нужна, и в этом он действительно прав.

 

В последние месяцы в Вашингтоне разрабатывается новый подход к России. В последние недели прозвучало несколько интересных высказываний официальных и влиятельных лиц США по поводу того, каким же может быть новый подход в отношениях с Россией. Например, пресс-секретарь государственного департамента Соединенных Штатов Америки Виктория Нуланд сказала: «Мы продолжим оказывать прямую поддержку организациям гражданского общества, которые хотят работать с нами в России». «Нью-Йорк Таймс», 22 января, влиятельный обозреватель газеты Томас Фридман призвал "нарушить все правила" и в качестве совета новому госсекретарю предложил "попробовать совершенно новый подход: создать условия для дипломатии в обход лидеров напрямую с народом. Мы живем в век социальных сетей, иерархии власти больше не существует, тогда зачем нам вести переговоры с теми представителями власти, которые нам не подчиняются, если можно говорить напрямую с их народом».

 

Высказалась и группа бывших американских послов в государствах СНГ. Они разделяет Россию на Россию "модернизирующуюся" и Россию "ретроградную". Они считают, что модернизирующаяся Россия отправляет своих детей учиться за рубеж, обеспечивает поддержку войскам НАТО в Афганистане и транзит грузов, поддерживает санкции против Ирана. И напротив, есть ретроградная Россия, которая препятствует демократическим НКО и вообще бросает диссидентов в психиатрические больницы. Послы также говорят о том, что все больше и больше ретроградная Россия отчуждает городское и образованное население. В этой статье ясно видна попытка противопоставить одну часть российского общества другой. Но это не первая попытка Соединенных Штатов Америки спровоцировать гражданские конфликты, это один из их классических способов воздействия на те государства, которые они считают своими противниками.

— Будет ли новая «перезагрузка» интересна для России, или это опять будет односторонний процесс?

— Господин Байден, говоря о новом этапе «перезагрузки», упомянул об укреплении сотрудничества в сферах, в которых интересы США и России совпадают. Возьмем, например, сферу борьбы с наркотиками. Здесь вроде бы очевидное совпадение интересов, однако, по результатам десяти с лишним лет оккупации США Афганистана никаких позитивных результатов по борьбе с наркотиками мы не получили. Наоборот, наркотрафик в России увеличился в 44 раза. Парадоксально, но Соединенные Штаты, несмотря на всю поддержку, которую оказывает Россия, отказываются бороться с наркопроизводством в эпицентре, в самом Афганистане, зато активно выступают за борьбу против наркотиков в Средней Азии. В Средней Азии борьба с наркотиками является предлогом для того, чтобы наладить военное сотрудничество, для того чтобы организовать местные центры подготовки и т.д. Все, что мы наблюдаем сегодня в Средней Азии, Соединенные Штаты уже делали в Центральной Америке, и результаты американской борьбы с наркотиками в Центральной Америке чрезвычайно трагичны.

Можно ли представить себе «перезагрузку», которая была бы полезна нам? Конечно, можно, например, пусть США прекратят ведение подрывных действий внутри России под предлогом продвижения демократии и борьбы за права человека. Во-вторых, пусть они прекратят это делать в государствах СНГ и втягивать их в НАТО и в военное сотрудничество с американским центральным командованием.В-третьих, пусть НАТО - Северо-Атлантический альянс - «отойдет» к Северной Атлантике, потому что сейчас он уже стоит на границах с Китаем и ведет войну и в Северной Африке, и на Ближнем Востоке, что никогда не являлось зоной ответственности Северо-Атлантического альянса. И конечно, пусть Соединенные Штаты откажутся от строительства системы противоракетной обороны в Европе. Если такая «перезагрузка» возможна, то давайте ее делать. Все эти позиции — очевидны, но с точки зрения Соединенных Штатов Америки, это настолько невероятно, что даже не обсуждается. Поэтому такая «перезагрузка», которая служит, прежде всего, Соединенным Штатам Америки, я думаю, России не нужна.

— В рамках этой встречи обсуждалась и программа утилизации устаревшего ядерного оружия, ядерных отходов на территории нашей страны, в том числе и в третьих странах. Россия отказалась от этой программы. А что с третьими странами?

— Россия отказалась от программы Нанна — Лугара, которая на протяжении почти двадцати лет действовала в России. «Взрослое» государство, которым, наконец, Россия стала, не нуждается в поддержке американских подрядчиков на собственных ядерных объектах. Вице-президент Соединенных Штатов Америки Байден и министр иностранных дел России Сергей Лавров обсуждали также совместные действия по утилизации ядерных и других материалов в третьих странах. Но сразу же по предложению США в этом обсуждении упоминается Иран и Сирия. А почему бы не начать с Израиля, в таком случае, у которого есть ядерное оружие, хотя этот факт Израиль никогда не признавал. Какое бы предложение о сотрудничестве Соединенные Штаты не высказывали, оно обязательно очень сильно передернуто в сторону их интересов. Поэтому с Соединенными Штатами Америки нам и в будущем будет очень сложно иметь дело, и нужно очень бдительно относиться ко всем их предложениям о сотрудничестве, о совместной борьбе против каких-либо угроз.

— Как Вы думаете, в рамках «перезагрузки» наша позиция будет услышана руководством США?

— Соединенные Штаты Америки ведут переговоры по принципу «что мое – то мое, а вот о твоем, давай поговорим». Очень сложно представить себе обстоятельства, когда Соединенные Штаты действовали бы по-другому.

— В связи с принятием Госдумой так называемого «антимагнитского закона», «закона Димы Яковлева», Америка собирается что-то предпринимать, чтобы решить проблему с усыновлением российских детей?

— На протяжении последних пары лет действовало соглашение между госдепартаментом и МИДом о помощи российским сиротам, усыновленным в США. Однако, на практике российские дипломаты сталкивались с непреодолимыми препятствиями, поэтому по факту это соглашение не действовало. Наши американские «партнеры» не показали готовности равноправно сотрудничать с Россией даже в таком направлении, как обеспечение прав российских сирот, усыновленных в Соединенных Штатах.

— Что касается двойных демократических стандартов, которые США навязывает другим странам, при этом, не оставаясь демократической страной, что-то будет меняться?

— Борьбу за демократию Соединенные Штаты Америки начали еще в 19 веке, когда начали оказывать поддержку Греции, где шла гражданская война. Но очень скоро поддержка продвижения демократии по всему миру превратилась в инструмент политической борьбы. И на самом деле, в Соединенных Штатах это проходит как «подрывная деятельность». Действительно, поддержка демократии, развитие демократии и защита прав человека — очень удобные прикрытия, под которыми ведется «подрывная деятельность». По-другому Соединенные Штаты эту тему не воспринимают, поэтому изменение их политики в этом направлении не представляется возможным в обозримом будущем.

— Как вы считаете, с приходом нового госсекретаря возможны ли какие-то перемены в отношениях с Россией?

— Джон Керри, наверное, с точки зрения интересов России – лучший из возможных государственных секретарей Соединенных Штатов Америки. Однако, один человек не изменит стратегию государства, так что возможны изменения по форме, когда дискурс станет менее абразивным, но изменений по существу не предвидится».


Возврат к списку